GO CROATIA

Райко Ружичка: «В 2015 году мы откроем Хорватию для россиян»

Несмотря на все неоспоримые туристические достоинства республики Хорватия, в России о стране пока знают недостаточно, да и едет наш турист в это прекрасное зеленое государство-курорт на берегу Адриатического моря далеко не в первых рядах среди европейцев. Хотя и климат отличный, и дорога недолгая – всего 2,5 часа, и богатое культурное наследие, и менталитет схожий с российским… Но по итогам 2014 года Хорватию посетили всего 147 тысяч 265 туристов из России. А ведь еще два года назад их было на 60 с лишним тысяч больше. О том, почему это происходит, и как намерены повышать турпоток хорватские туристические власти, главный редактор TRN беседовала с новым  директором Национального Туристического Офиса республики Хорватия в Москве Райко Ружичка.  

Отметим, что в целом по туристическим показателям 2014 год был рекордным для Хорватии. Страну посетили 13,05 млн. человек, что на 5% выше уровня позапрошлого года.
 


- Райко, на пресс-конференции Вы заявили о том, что Хорватия делает ставку на круглогодичный туризм. Какие проекты в этом сегменте будут реализовываться? 

- Все последние годы Хорватия продвигалась как летний курорт. Мы говорили только о наших прекрасных пляжах, море и солнце. Но тренды в туризме меняются, и мы понимаем, что дальше так работать нельзя. Результатом этого анализа стал глобальный уникальный проект «Хорватия-365», благодаря которому мы намерены полностью поменять философию туризма в Хорватии. Это означает, что на всех туристических рынках теперь будет предлагаться не только пляжный летний отдых, но и весь комплекс наших достопримечательностей – в течение всего года, а не исключительно в высокий сезон.

- В рамках этого проекта вы будете делать акцент на конкретных регионах или в него вовлечется вся страна?

- Это очень интересный вопрос. Осенью 2014 года для ряда зарубежных рынков, в числе которых ГерманияИталия и Австрия, был запущен пилотный проект «Хорватия-365». Мы хотели посмотреть, насколько успешен будет этот подход. Главная суть проекта такова – не менее 50% достопримечательностей, ресторанов и отелейстраны должны работать в круглогодичном режиме. Раньше мы этим не занимались в принципе. Это совершенно новая концепция. И конечно, вся Хорватия будет вовлечена в проект.    

- Можно ли подробнее рассказать о том, какие виды отдыха начнут теперь продвигать в Хорватии

- Мы сконцентрировались на нескольких видах туризма, которые были бы особенно интересны нашим гостям. В том числе винный и гастрономический туризм. Продукты у нас отличные, фермерские; воду можно пить прямо из под крана – такая она чистая, что редко встретишь в других странах. Также будет продвигаться активный отдых, оздоровительные и медицинские поездки, турывыходного дня, MICE и так называемые туры, дарящие особые экстремальные эмоции.

Кроме того, у нас множество прекрасных национальных парков, их тоже должны увидеть наши гости. Помимо этого, большое внимание планируем уделить теме фестивалей, которые часто проходят в регионах страны.

Так, например, в Сплите каждый год гремит крупнейший в Европе музыкальный рейв-фестиваль «Ультра». За последние годы  он развивается как отдельный событийный туристический продукт и пользуется большой популярностью, однако в России об этом не знают. Между тем, среди россиян многие молодые люди являются поклонниками этого стиля музыки. Интересен будет гостям и столичный город Загреб, в центре которого проходят всевозможные ярмарки, концерты и фестивали. В общем, будем пытаться показать российскому туристу всю Хорватию.

- Как о старте проекта узнают российские туристы?   

- Мы планируем реализовывать большую маркетинговую кампанию, и не услышать о ней будет сложно. Вся концепция хорватского туризма будет меняться. Появятся новые визуальные образы. Это будет год перемен для Хорватии.

Кстати, 17 февраля в Москве пройдет большой российско-хорватский бизнес-форум, который организует Министерство экономики и Торгово-промышленная палата Хорватии совместно с Министерством туризма Хорватии. В его рамках мы также будем обсуждать вопросы развития хорватского туризма в России.
 


- На какого туриста из России ориентируются туристические власти страны?

- Раньше к нам преимущественно ездили две категории российских туристов. Первая – это семьи с детьми, которые приезжали в страну на 10-12 дней и бронировали отели 4 звезды. Вторая категория – молодые люди и девушки в возрасте 25-35 лет. Они приезжали в среднем на неделю в отели 5 звезд или снимали апартаменты. Россияне чаще всего ездили с туроператорами. Европейские туристы наоборот, снимают апартаменты и отдыхают самостоятельно, поскольку им проще доехать до наших курортов. В рамках новой концепции мы постараемся расширить потребительскую географию и привлечь в страну из России гостей других категорий.

Раньше мы никогда не сегментировали рынок. Сейчас активно этим займемся. Реклама в России шла достаточно широко, но мы не задумывались о том, на кого она в принципе должна быть рассчитана. Продуктов сейчас у нас гораздо больше, чем было, и главное – правильно позиционировать их и направить на потенциального потребителя.
 


- На взыскательного богатого клиента у вас тоже продукты есть? 

-Да, есть. Мы серьезно занялись темой яхтинг-туризма. Буквально в мае будет проходить большой воркшоп по этой тематике, где мы представим все свои новые продукты. Адриатическое море считается одним из самых чистых и красивых в мире, к территории Хорватии относится более 1400 островов и архипелагов, в стране множество морских национальных парков.

Поэтому путешествие на яхте в морские дали и вдоль уютных «пряничных» городков Хорватии будет насыщенным, интересным и незабываемым. Именно такой продукт мы готовы предложить для российского VIP клиента. 
 


- На какой туризм будете делать особую ставку – самостоятельный или организованный? Хотя для страны это не столь важно, главное – рост потока... 

- Да, вы совершенно правы. Нам важно увеличить турпоток и сделать так, чтобы о стране узнало как можно больше туристов. К тому же, ситуация на рынке довольно сложная и делать какие-то точные прогнозы пока тяжело. Мы, конечно, будет помогать туроператорам и турагентствам узнавать о наших новых программах, планируем делать для них ознакомительные туры.  А вообще намерены использовать и B2B и B2C каналы для продвижения направления.
 


- Какого турпотока из России ожидает страна?

- Когда я подписывал контракт, передо мной ставилась цель – за 4 года увеличить турпоток до 500 тысяч туристов. Это оптимальный показатель, которого вполне реально достичь за это время. На данный момент мы пока и не можем принять такое количество гостей на должном уровне, но через год-два это уже будет осуществимо.
 


- Какое место среди важных для Хорватии рынков занимает Россия?

- К сожалению, Россия пока даже не входит в пятерку по потоку. На мой взгляд, в Хорватии отдыхает очень мало российских туристов. Не буду сейчас говорить о том, почему так сложилось, но о возможностях нашей страны в России знают немногие. Задача офиса как раз и состоит в том, чтобы повысить узнаваемость направления и привлечь к нам на отдых дополнительное количество россиян.  

На первом месте – рынок Германии, на втором – Словения. Далее АвстрияЧехияИталияПольша, Словакия, ВеликобританияВенгрия и только потом идет Россия. Конечно, граждане европейских стран традиционно отдыхают в Хорватии. Во-первых, им не нужна виза, можно легко добраться на автомобиле. И к тому же очень много хорватов живут в Германии и Италии, а летом они возвращаются в Хорватию.
 


- На ваш взгляд, насколько сегодня хватает полетных программ между Россией и Хорватией? Особенно относительно вашей новой концепции круглогодичного отдыха… 

- Их очень мало... Проект «Хорватия 365» для России  будет запущен чуть позднее именно из-за кризиса на туристическом рынке. При спокойной ситуации мы бы уже начали реализацию с января 2015 года, а так придется отложить запуск на осень. В настоящее время мы ведем переговоры и с туроператорами и с перевозчиками. Назвать их пока не могу, но речь идет о прямых рейсах в Хорватию из России, причем не только в летний сезон.

- Как развивается отельный бизнес в Хорватии? Растет ли число отелей, в каком сегменте?

- Да, отрасль активно развивается. В прошлом году в развитие туристической индустрии было вложено 410 миллионов евро. В том числе довольно серьезная доля пошла на строительство и модернизацию отелей. Для сравнения – в 2013 году на эти же цели было инвестировано 230 миллионов евро. Разница велика… Это говорит о том, что в стране идет активный рост инвестиционной деятельности в туризме. Номерной фонд ежегодно увеличивается, гостиницы строятся.

Однако на данный момент только 15% номерного фонда Хорватии приходится на отели, остальное – апартаменты и кемпинг. Наша цель – в ближайшие 5 лет привести это соотношение к 50/50.   

АТОР прогнозирует рост цен на летние туры в 2015 году до 80%. Готовы ли хорватские отельеры пойти навстречу российским компаниям и снизить цены? 

- Действительно, раньше хорватские отельеры ставили довольно высокие цены. Но сейчас ситуация в мире меняется, и наши представители индустрии гостеприимства идут навстречу туристическому бизнесу. Я бы не сказал, что цены очень высокие. Скорее, их можно назвать адекватными по отношению к качеству сервиса. Мы не пытаемся продвигать массовый туризм, и нельзя ждать слишком низких цен. Скорее они россиянам кажутся высокими в сравнении с другими туристическими направлениями, где сложился совершенно иной формат отдыха.

Концепция туризма в Хорватии классическая. Мы не хотим, чтобы гости приезжали и просто жили в гостинице, никуда не выходя и проводя весь день на пляже. Им должно быть интересно знакомиться со страной. Кстати, согласно последней информации, Греция также планирует переориентировать свою концепцию отдыха. Такой подход не столь прост, как all inclusive, но дает туристу гораздо больше.

Добавлю к этому, что на прошлой неделе состоялся воркшоп, в рамках которого начались переговоры между хорватским и российским турбизнесом. Все мы надеемся, что они увенчаются успехом.
 


- К слову об all inclusive… По-вашему, он себя уже изжил?

- В России сейчас несколько непонятная ситуация с рублем, и поэтому пока такой вид туризма какое то время еще поживет. Но туристы развиваются, хотят чего-то нового и особенного. Для них важно во время отпуска насытиться яркими впечатлениями и эмоциями. Но это не реально, если отдыхать всегда по одному и тому же сценарию, - на пляже. Это плохо не столько для страны, сколько для самих путешественников.        
 


- А для пожилых туристов планируете какие-то программы?  

- Да, несомненно. У нас есть подпроект «Оздоровительный туризм», в рамках которого мы как раз и планируем привлечь пожилых туристов осенью и весной, когда цены существенно ниже и не так жарко, хотя климат в Хорватии потрясающий. В частности мы намерены  развивать курорт «Крапинские топлицы», расположенный недалеко от Загреба. Это одна из старейших лечебных здравниц Европы, которая славится своими термальными источниками, обогащёнными солями магния, калия и гидрокарбоната.

Позднее на рынок поступят предложения и по другим лечебно-оздоровительным курортам Хорватии. В том числе Тухельске Топлице, Стубичке Топлице, Вараждинске Топлице, Иванич Град, Дарувар, Вела Лука, Шибеник, Дуга Увала и Истрия. 

К огромным плюсам нашей страны я также отношу короткий перелет – всего 2,5 часа и полную безопасность государства. У меня самого дом в Хорватии, и я никогда не закрываю двери…
 


- А в России приходится...

- Да, конечно. Сейчас я веду себя по российским правилам. Но Россию я знаю довольно хорошо, поскольку  уже жил здесь с 1999 по 2004 год. У меня много друзей и знакомых россиян. Мне здесь очень комфортно. Это мой выбор.  

GO CROATIA3 February 2015
664
 0.00